09 февраля 2021

Интервью: Александр Дмитриев об автоматизации отдела продаж санатория

Александр Дмитриев — директор по развитию санаторно-курортного комплекса «Знание» в Сочи. Он более 20 лет занимается автоматизацией санаториев, хорошо разбирается в IT-технологиях и знает, как сделать отдел продаж санатория эффективней.

С Александром мы общались о том, как автоматизировать санаторий, еще до начала пандемии. Тогда он отметил, что каждый санаторий уже давно имеет автоматизированную систему управления санаторием (АСУ) и собственный сайт. А трендом на 10 лет вперед Александр назвал внедрение CRM-систем и работу с бизнес-аналитикой.

В этом интервью узна́ем, что изменилось за время пандемии. Вот о чем удалось поговорить:

Михаил Кропачев
Директор по работе с санаториями и курортами
— Александр, скажите, пожалуйста, появились ли в 2020 году какие-то новинки, или в целом вектор развития тот же?
— В целом вектор тот же, быстро растет популярность CRM-систем: по моим данным, их внедрили уже более 20 санаториев. Все внедрения довольно успешные. Отмечу только, что в санаториях amoCRM приживается намного легче, чем Битрикс24.
Результаты у тех санаториев, которые внедрили CRM, лучше, чем у тех, кто не внедрил. Только за счет автоматизации они подняли загрузку в низкий сезон на 20−30% относительно коллег.
— Как считаете, почему CRM стали внедрять активней?
— Мне кажется, во время пандемии, когда объекты фактически простаивали три месяца подряд, у многих руководителей появилась возможность подумать, пообщаться с коллегами, изучить что-то новое и сформировать стратегию развития.

Только в течение мая 2020-го я провел несколько десятков skype- и zoom-конференций с коллегами, на которых рассказывал, как мы внедряли CRM, показывал наши результаты до и после внедрения. С середины лета появились компании-интеграторы с отработанным процессом по подключению новых санаториев.
— А что дает CRM? Почему ее стоит внедрять?
— CRM повышает качество сервиса для гостей, а также дает руководству отличный инструмент контроля отдела бронирования, делая его работу полностью прозрачной.
Без CRM у менеджера есть только один инструмент — сесть напротив сотрудников и смотреть, как они работают. Многие так и делают, и я часто слышу: «Я и без CRM вижу, что звонки идут один за другим». Согласен, но так нельзя увидеть, сколько звонков вы пропустили и с какого раза гость дозвонился. Начните внедрение CRM с установки современной облачной IP-телефонии, и у вас ежедневно будет перед глазами простой отчет.
Отчет о звонках отдела бронирования в системе IP-телефонии
Руководство видит нагрузку на операторов и понимает, что узкое место не в том, что, например, мало рекламы, а в том, что гости не могут дозвониться. Или сотрудники плохо разговаривают с гостями, потому что у них по 80−90 входящих звонков в день, при норме в 40−50.
Также CRM помогает не терять клиентов. Отдел бронирования — это и сервис, и продажи. В современных программах видно, кто вам звонит, когда и сколько раз он у вас отдыхал. Сотрудник может сразу обратиться к гостю по имени и не просить его продиктовать номер брони или адрес электронной почты, потому что все эти данные уже будут перед глазами.
Если же гость не дозвонился до вас сразу, вы сможете ему перезвонить и предложить свой вариант проживания или даже вернуть клиента, если он уже забронировал в другом месте. Главное — перезванивать быстро, в течение 15−20 минут, пока вопрос поиска и приобретения путевки для гостя еще актуален.
CRM — это еще и скорость принятия решений. Например, у меня сейчас на анализ ситуации за неделю уходит около 10 минут. Если нужно, сделал скриншот, отправил коллеге — вопрос решен.
Очень удобно отправлять ссылку на карточку гостя. В ней содержится вся информация по обращениям гостя, включая тексты сообщений в мессенджерах, вложения почты и, главное, записи разговоров с нашими сотрудниками. Эффективность топ-менеджера благодаря этому на порядок выше, чем была пять лет назад.
— Есть ли какие-то препятствия при внедрении CRM?
Во многих санаториях очень долгий процесс принятия решений. Кому-то не хватает полномочий, у кого-то нет заинтересованности проявлять инициативу. В нашем санатории приказ о внедрении CRM был подписан задолго до пандемии. Сам процесс внедрения растянулся почти на год. Но тогда мы были первыми. А сейчас интеграцию вам сделают за один — два месяца.

Часто отдел бронирования санатория принимает установку CRM-системы в штыки: они понимают, что их будут больше контролировать. Пойти покурить или попить кофе в рабочее время больше не получится: пропущенные звонки сразу увидит начальство.
Кто из менеджеров сколько принял звонков и сделал броней, могут в любой момент посмотреть. По этим показателям руководитель сразу увидит разницу между эффективным и неэффективным сотрудником.
Поэтому для успешного внедрения важно, чтобы интегратор CRM заходил не только с одобрения, но и с полной административной поддержкой гендиректора или собственника. Внедрение CRM «снизу» невозможно. Людям действительно поначалу станет тяжелее работать, но и результаты отдела станут заметно лучше. Мой опыт показывает, что экономически выгодно добавить сотрудников в отдел бронирования и увеличить им оклады, введя систему материальной мотивации.
— А с чего лучше начинать автоматизировать санаторий?
Самое первое — назначить человека, который будет за это отвечать. Мы автоматизируем работу санатория, чтобы больше заработать. Значит, этот человек должен быть включен в систему бонусов: он будет поднимать выручку путем цифровой трансформации.

Когда нашли такого человека, надо выделить ему зарплату, бонусы и, главное, полномочия. Не вынуждайте его что-то доказывать главбуху или уговаривать маркетолога установить нужную систему. Лучше сразу предусмотреть максимум полномочий в приказе, который обязателен к исполнению и визируется генеральным.

Мы плавно идем к должности директора по IT, которого пока в санаториях нет. А я помню 1999 год, когда я пришел работать в санаторий, и тогда не было даже должности инженера-программиста, а компьютеров было всего три штуки. Так что, если должность действительно нужна для развития предприятия, ее легко можно создать.
— Какие основные результаты должна давать автоматизация?
Я бы выделил три вещи. Первая — это повышение уровня сервиса для гостей. Когда есть модуль бронирования — это удобно, когда сайт хороший — это удобно, и когда с первого раза дозвонился — тоже удобно. Открывая карточку сделки в CRM, сотрудники видят, что происходило с клиентом, по одному только номеру телефона. Гостю не надо представляться, называть номер брони или еще что-то.

Второе — это удобство для менеджмента. Вы реально видите нагрузку на персонал и можете ее правильно распределить. Например, мы выяснили, что звонки, которые продают, идут до восьми вечера, что график два через два эффективней и что в выходные одного сотрудника вполне достаточно. То есть управлять можно на основе цифр, а не только на основе ощущений, интуиции, опыта.

Третий момент: технологии увеличивают выручку. Насколько быстро они окупятся, зависит от того, как процессы были поставлены до этого. Если совсем плохо, то за две недели, если очень хорошо — за пару месяцев, но дополнительную выручку это принесет однозначно.
Единственное — здесь должен быть системный подход, когда мы внедряем CRM и дополняем ее интернет-маркетингом и бизнес-аналитикой. СRM — это только одна важная ступенька к автоматизации, но она не является конечной целью.
Очень важно, чтобы у вас был специалист, который в этом разбирается, — не просто видит графики, а понимает, что с ними делать. Тогда будет максимальный эффект, и можно рассчитывать на рост выручки.

Еще интересный момент — в пандемию мы легко перевели сотрудников на удаленку. Мы за день раздали им ноутбуки и гарнитуры, и удаленная команда была готова к работе.
— А какие результаты автоматизации у вас?
Мы подключили CRM, затем связали ее с системой сквозной аналитики и стали видеть, куда уходят рекламные деньги. Мы стали эффективней давать интернет-рекламу.
Например, из 10 рекламных объявлений два эффективные (с конверсией в продажи более 3%), а остальные восемь — нет (менее 1%). Мы перераспределяем рекламные расходы на два работающих объявления и получаем хорошую конверсию в 3,9%.
За счет этого в этом году мы тратим на рекламу на 30−40% меньше других объектов: в январе 2021-го мы потратили 136 тысяч рублей, а в январе 2020-го — 220. При этом выручку от реализации путевок увеличили на 20% — плюс 6 миллионов рублей.

Наши гости традиционно предпочитают звонить в санаторий, но растет и доля онлайн-бронирований, сделанных ими самостоятельно. По январю скажу, что через модуль TravelLine на сайте у нас забронировали путевок на 8 миллионов рублей, а через звонок нашим менеджерам — на 41.

Несмотря на зиму, наши номера не простаивают, загрузка по январю в этом году — 82,5%, в прошлом — 79,9%, хотя еще в 2019-м была 49%, в 2018-м — 45%, в 2017-м — 33%. И надо понимать, что январь в Сочи — это мертвый сезон, и даже 30% загрузка для многих объектов — неплохой показатель.
— Как думаете, что будет в тренде в ближайшем будущем?
За 2020 год больше людей узнали, что такое бизнес-аналитика в Power BI, но полноценно ее еще никто пока не внедрил — по-прежнему тратят время на привычные таблички в Excel. Менеджеры часами подбивают отчеты работы санатория с цифрами за вчерашний день, а прогнозированием почти никто не занимается.
Power BI — это система бизнес-аналитики. Она визуализирует бизнес-показатели в удобном и простом интерфейсе, чтобы руководители могли мгновенно получать любые необходимые им данные о работе санатория.
Бизнес-аналитика в Power BI показывает картину по санаторию сразу по нескольким показателям — всё на наглядных графиках
Power BI хорош тем, что табличную информацию превращает в графики, на которых легче отслеживать тренд изменения любых данных. Можно наглядно посмотреть, как обстоят дела сейчас и как было несколько лет назад. Данные можно объединять в различные диаграммы и мгновенно видеть разницу в показателях. При необходимости можно делать срезы и «проваливаться» в любой нужный показатель, чтобы понять, что повлияло на его рост или падение. Думаю, что повсеместное внедрение управленческой отчетности в MS Power BI вместо таблиц в Excel — это тренд на 2021−2022 год.

Про то, что уже несколько лет существует еще и сквозная аналитика для эффективной работы с интернет-рекламой, в большинстве санаториев никто еще не знает.

Как говорит Александр, внедрение CRM — это первая ступень в этом направлении.
Редактор: Екатерина Сундарева.
Чтобы сделать первый шаг к автоматизации санатория уже сейчас, интегрируйте ваш личный кабинет TravelLine с amoCRM.

Так вы получите единую базу гостей и броней, а системы будут автоматически обмениваться данными.

Упоминая в этой публикации Meta, Facebook и Instagram, сообщаем, что они признаны экстремистскими организациями
и их деятельность запрещена на территории РФ.

Похожие статьи

Новый модуль бронирования для санаториев

В модуле бронирования TravelLine для санаториев много нового: все, чтобы гости больше бронировали, а...
, , | 24 июля 2020

Портрет отдыхающего: молодой и прогрессивный клиент санатория

Продавайте больше путевок с сайта и увеличивайте загрузку санатория за счет молодой аудитории....
| 27 марта 2019

5 мифов о продажах санатория в интернете

Рассказываем об автоматизации работы с бронями и гостями, популярных каналах продаж и сайте для сана...
, | 17 февраля 2020

Туристический налог 2025: полный обзор для отельеров

В статье рассказали, кого затронет туристический налог, в какие суммы выльется и как повлияет на сто...
, | 21 ноября 2024

8 лучших программ для автоматизации горнолыжных комплексов

...
, | 13 ноября 2024

Как управляющие компании находят апартаменты для посуточной аренды

В статье разберемся, где искать и как привлекать квартиры для сдачи посуточно, как выбрать модель со...
, , | 07 ноября 2024

Подпишитесь на блог TravelLine

Первым читайте статьи об онлайн-продажах, рабочих инструментах отельера и работе с инструментами TravelLine. Будем отправлять свежие статьи от экспертов прямо в день выхода, а вы легко их прочтете на любом устройстве.
Подпишитесь на блог TravelLine
Подпишитесь на рассылку сейчас и получите подборку статей по работе с соцсетями.
Подписка на блог
Подпишитесь на блог и получите подборку статей по работе с соцсетями.