Интервью с Жанной Кира: глэмпинги как бизнес в России
Из-за закрытых границ люди ездят в туры по России и открывают для себя новые форматы отдыха. Сейчас на волне популярности глэмпинги, или гламурные кемпинги. Открыть глэмпинг проще и дешевле, чем отель, а окупается он за 1−2 сезона. А еще у нас есть подходящие инструменты для работы с глэмпингами. :)
О том, как устроены глэмпинги, сколько требуют инвестиций и на что следует обратить внимание при работе с этим форматом, рассказала Жанна Кира.
Жанна Кира — президент Ассоциации глэмпингов России и директор компании по производству модулей для глэмпингов «Дикий Дом».
Светлана Чернова
Директор по работе с загородными объектами
— Жанна, в одном из интервью вы говорили, что глэмпинг — это не про «поставить в поле 6 палаток». Чем отличается глэмпинг от благоустроенного кемпинга?
— Прежде всего форматом. Глэмпинг — это нечто среднее между кемпингом и экоотелем. Мы схитрили и взяли все самое хорошее от того и другого. От кемпингов взяли формат: легкий, быстрый, сборно-разборный недорогой формат, который все-таки выполняет свою функцию — размещение гостей. Плюс быстрая окупаемость, возможность установки этих модулей везде, даже в удаленных местах.
От гостиниц взяли системы обслуживания и бронирования. Плюс уборка номеров и общественных зон, кухня, сервис — когда есть ресепшен и администратор, который встречает гостей.
Мне нравится описывать глэмпинг как бусы. Три основные «бусины», на которых все держится: номерной фонд, санитарный блок, общественные зоны. А потом к этим бусинам можно добавлять более мелкие: баню, спортивные и детские площадки и так далее.
Давайте подробнее расскажу об основных «бусинах».
Первое — это номерной фонд. В отличие от кемпинга с обычными туристическими палатками, в глэмпингах большие, удобные палатки, в которых можно встать в полный рост. Обычно размер такой палатки соответствует стандартному гостиничному номеру: 4×6 метров. Есть настоящая мебель, декор, подведено электричество. По функциям не уступает деревянному домику. Единственное — звукоизоляция ниже, это, конечно, надо учитывать.
Далее — общественная зона. В кемпинге — это просто общий стол, возможно, с навесом. У нас это полноценный блок. Здесь зона ресепшена, администрация, возможно, бэк-офис. Часто там же располагается кафе или кухня. К этому блоку также подводится освещение.
И последнее — санитарный блок. В кемпингах — это выгребная яма. В глэмпингах используют санитарные блоки двух типов: внутри палатки или в отдельном корпусе снаружи.
Более комфортно использовать блок внутри палатки, но есть свои нюансы. Если вы организовываете туалет и душ внутри номера, а номер стоит на берегу озера, то вы попадете в зону водоохранки, где сливать ничего нельзя, и прокладка систем снабжения и утилизации выходит в копеечку.
Если работать в межсезонье и зимой, то надо заранее это учесть и проложить все коммуникации под землю на глубину промерзания. Иначе все замерзнет, и вода не поступит в домики.
Если вы решили работать в летнем формате, то ничего не мешает проложить сети под дорожками, не вкапывая их в землю. Для меня это лучший формат. Потому что так вы не затрагиваете природу, не срываете дерн: просто укладываете все провода и трубы на землю и накрываете деревянной тропинкой.
Частая ошибка — при стройке перекапывают весь участок, а трава в итоге не успевает вырасти к началу сезона. И люди ходят по перекопанной земле, несут грязь в палатки и выглядит это все непрезентабельно.
Второй вариант — сделать отдельный санитарный блок. Ставят его так, чтобы туда было удобно ходить пешком всем палаткам. Чтобы гости даже ночью или в плохую погоду могли туда добежать.
Отдельный санитарный блок мы любим делать так. Например, у вас 10 палаток, значит в санитарном модуле — 10 комнаток: у каждой палатки ключ от своей комнатки. То есть душ, туалет и раковина — только твои.
— То есть разводить коммуникации в отдельные палатки гораздо сложнее?
Да, конечно. Когда ты разводишь в каждую палатку, приходится прокладывать огромное количество проводов, труб. Надо понимать, что это природная территория и палатки близко друг к другу не поставишь.
Подчеркну, что надо уделить большое внимание расстановке модулей. Палатки надо ставить на расстоянии не менее 6 метров друг от друга, плюс разносить их в динамике: по высоте и в шахматке. Чтобы они друг другу не мешали, не смотрели друг на друга, звуки чтобы уходили.
Глэмпинг — он про вид, про единение с природой, то, как человек воспринимает себя в этом единстве. И когда ты организовываешь палатки друг в друга, и гость с утра видит чью-то полуголую жену — это нехорошо. Это портит все впечатление. Это портит рынок глэмпингов в целом.
Глэмпинги — это все-таки про эмоции. Есть же digital nomads — цифровые кочевники. Когда ты живешь в системе новых технологий, но едешь в первозданное, прекрасное место, и ты его чувствуешь и понимаешь. И это воспитывает в тебе любовь к природе, чувство патриотизма, начинаешь лучше видеть и понимать Россию.
Вид на Черное море из палатки в экоцентре «Жемчужный»
Сейчас это и происходит. В этом году в интернете куча отзывов о России. Потому что те, кто не смог поехать на Багамы, поехали в какие-то дорогие туры на Камчатку и Алтай. И они в невероятном восторге. Знаете, как много предпринимателей, которые обратились в нашу проектную организацию со словами: «Я всю жизнь ездил отдыхать за рубеж, а сейчас увидел нашу Россию. Да, она с суровым климатом, но настолько невероятная, что я хочу организовать свой экоотель».
— А есть какая-то географическая зависимость, где лучше открывать глэмпинг? В голову приходит морское побережье. Или в средней полосе это тоже работает?
— Это тоже работает. Когда мы делали проект «Дикий дом», я думала, что основная работа будет в Краснодарском крае. Но там туристический продукт уже есть, и места свободного не так много. А в республиках Саха, Тыва, на Камчатке, Байкале, в Дагестане нет туристического продукта. Люди бы приехали, а некуда.
У нас по продажам палаток Краснодар далеко не на первом месте. Вот Питер очень хорошо подхватил эту историю, сейчас там будет открываться очень много глэмпингов.
— Можно ли загородным отелям открыть на своей территории глэмпинг и таким образом увеличить номерной фонд?
Безусловно. Это вообще самое простое. У любого загородного отеля есть территория, где нельзя строить, например, водоохранка. А в сезон гостей едет много. Добавляешь штук 6 палаток, санитарный блок к ним, и все.
У тебя уже все есть: инфраструктура, кухня, прокаты, система бронирования сайтов, маркетинг. Гости не только проживают, они еще едят и берут в аренду оборудование, докупают допуслуги. Такие проекты окупаются за один сезон. Из примеров приходят в голову «Салокюля» в Карелии и «Чепош-Парк» на Алтае.
— Я бы хотела вернуться к нюансам при открытии глэмпинга, о которых вы говорили чуть раньше. В интервью для Green City TV вы говорили, что важно привлекать на этапе планирования дизайнера или архитектора. Расскажите, в чем задача архитектора.
Я сама по образованию архитектор, у меня есть архитектурное бюро «Место». Мы с командой сейчас разрабатываем проекты и концепции только для глэмпингов.
Первое, что мы делаем, — изучаем территорию. Есть территория, за которую мы просто не беремся, даже если у инвестора много денег. Потому что мы не будем делать неработающий проект. Там поле чистое, кто туда поедет?
Глэмпинг — это красота, уникальность, рядом должны быть туристические объекты или объекты культурного наследия, природные памятники, заповедники, ущелья. А если ничего этого нет, приходится выдумывать, чтобы сделать искусственный туристический продукт: строить банные комплексы, терренкуры, спа, спортивные площадки. Это больше инвестиций. И не факт, что это зайдет.
То есть выбор участка — это процентов 80 успеха будущего глэмпинга, и на это надо тратить время и деньги.
Глэмпинг хорош тем, что он может развиваться. То есть ты не сразу должен вбухивать 50 миллионов, а можешь потихонечку расти. Задача архитектора — спланировать территорию так, чтобы был план на год-два-три вперед.
Например, ты открылся, начал зарабатывать, понимаешь, что через 3 месяца получишь 800 тысяч и можешь построить баню. А поставить ее можно будет вот сюда. А еще через 4 месяца ты накопишь на дорожку до этой бани. И ты постепенно понимаешь, куда расти. Вот эти цели и окупаемость мы считаем в финансовой модели по оптимистичному и пессимистичному сценариям.
Следующая задача архитектора — сделать атмосферу. Это очень важно. Не все обладают чутьем дизайнера. Нанимайте специалиста, не делайте сами. Я видела проекты, где ребята делают сами, и это вроде неплохо, но ты видишь, что это рукой на коленке и не воспринимаешь это как бизнес.
— А как помогает предпринимателям ваша ассоциация?
Мы хотим, чтобы рынок развивался правильно, чтобы не создавать плохого впечатления, не допускать ошибок, чтобы риски заранее продумывать всем вместе. Мы готовим в октябре форум, который будет в духе английского Glamping Show или американского Glamping Summit.
На этих форумах стоят модули разных производителей, системы бронирования, услуги по маркетингу, управлению, проектированию. Ты ходишь, ищешь себе партнеров, выбираешь производителей, смотришь какую-то мебель, оборудование.
Сейчас мы планируем развивать эту историю в России. Цель — подружить российские территории с бизнесом и с рынком. То есть это инвесторы, которые хотят вкладываться в глэмпинги, и люди, которые производят что угодно для глэмпинга: системы снабжения, солнечные батареи, септики.
И мы качнем не только экономику внутреннего туризма, мы хотим привести на это мероприятие иностранных блогеров. У нас в 2022 году — электронная виза и огромная надежда на въездной туризм. Мы дешевые, мы можем за этот год создать потрясающий туристический глэмпинговый продукт. Представляете, мы провезем их по России, и они узнают, что тут есть очень крутые места, и начнут приезжать.
Нам надо сделать ход конем, чтобы обеспечить загрузкой наши экоотели. Для этого мы хотим сделать это мероприятие. Также позвать какие-то региональные представительства, чтобы они привезли своих предпринимателей, которые хотят вложиться в глэмпинги.
Это будет и обучающая площадка. У нас в ноябре был Форум Ассоциации глэмпингов России. Мы сделали отличную программу и обучили 500 предпринимателей. Я получила 400 сообщений в личку о том, как было круто.
Вообще, у меня невероятное количество звонков в день от предпринимателей, которые хотят открыть глэмпинг. И они хотят пообщаться в частном порядке, конечно. Звонят и с Камчатки, и с Алтая — из разных часовых поясов. Я не могу столько разговаривать, поэтому мы организовали этот обучающий курс, где есть ответы на все вопросы.
Еще есть Телеграм-канал для тех, кто открывает глэмпинг или уже запустился. Сейчас там 778 человек. Они обмениваются опытом, помогают друг другу, там можно искать партнеров, задавать вопросы. А мы даем полезную информацию, учебники, ссылки, новости.
Чтобы попасть в чат Ассоциации глэмпингов России, напишите в Директ или на почту agr@glamping-association.ru, и вам пришлют ссылку. Важно: чат только для тех, кто уже запустил глэмпинг или собирается его открыть. Поэтому перед тем, как выслать ссылку, вас попросят рассказать о вашем проекте.
— Расскажите, пожалуйста, с чего начать, если хочешь открыть глэмпинг.
Первое, что надо сделать, — осознать, что глэмпинг — это не легкий бизнес. Те, кто открывает глэмпинг, скажут, что это сумасшедший дом. Приходится бороться с погодными условиями, сталкиваться с невероятным количеством микроменеджмента.
Всегда что-то может пойти не по плану: размыло дорогу, и ты не можешь подвезти материалы для строительства, не пришли рабочие, украли инструменты, приехали доски плохого качества. Надо всегда иметь запасные варианты.
Выбираете проектную организацию — не одну, а две, потому что одна может подвести. Поставщик досок — тоже 2−3 варианта. Одни доски плохие — отправили их обратно, сразу заказали другие. Со всеми составлять договоры. Везде прописать качество и что делать, если товар или услуга будут ненадлежащего качества. Если ты этого не сделаешь, потеряешь деньги. И те деньги, которые хотел потратить на Икею, придется вкладывать в доски.
Но если ты твердо понимаешь, что этого хочешь, есть инвестиции, земля и твердое намерение сделать хорошо, тогда обязательно надо делать.
— А сколько стоит открыть глэмпинг, и какая у него окупаемость?
Окупаемость потрясающая несмотря на все это. Но все глэмпинги говорят одно и то же: «Строить не сложно, все можно решить. Сложно управлять». Тут тоже надо думать на перспективу, в частности сразу внедрять автоматизацию. Кстати, огромное количество глэмпингов используют TravelLine.
А что касается затрат и окупаемости, то средний глэмпинг в расчете на одну палатку стоит 700 тысяч. Это вместе с дорожками, помостами, санитарными блоками. То есть глэмпинг из 10 штук будет стоить 7 миллионов. Но финансовая модель работает лучше, если у вас минимум 10 палаток. Тогда окупаемость выше.
Рекомендую изначально вкладываться в то, что приносит прибыль. Это номерной фонд, кухня, допуслуги. В общем, по затратам, я бы сказала летний глэмпинг — 10 миллионов, зимний — 13 миллионов. При прочих равных.
— И последнее, что хотелось бы узнать, это про особенности продвижения. Глэмпинги любят Инстаграм?
Вообще хорошо работает сарафанное радио в соцсетях. Когда мы проектируем глэмпинг, то делаем так называемые места естественного маркетинга: рекреационные зоны, арт-объекты. Например, поставить зеркало с логотипом глэмпинга — беспроигрышный вариант. Только ленивый там не сфоткается. Напишите на нем призыв поставить хештег и отметить геолокацию отеля, и все. Аудитория растет очень быстро.
Если вы открываете глэмпинг и хотите автоматизировать работу, чтобы избежать ошибок микроменеджмента, изучите наши предложения для загородных объектов.
Смотреть предложения
Упоминая в этой публикации Meta, Facebook и Instagram, сообщаем, что они признаны экстремистскими организациями и их деятельность запрещена на территории РФ.
Первым читайте статьи об онлайн-продажах, рабочих инструментах отельера и работе с инструментами TravelLine.
Будем отправлять свежие статьи от экспертов прямо в день выхода, а вы легко их прочтете на любом устройстве.
Подпишитесь на рассылку сейчас и получите подборку статей по работе с соцсетями.
Подпишитесь на блог
и получите подборку статей по работе с соцсетями.