Категории номеров гостиницы и их единые стандарты появились в российском законодательстве вместе с Положением о классификации гостиниц. На деле пока часто возникает путаница: отельеры не всегда правильно называют категории и соблюдают требования по каждой из них.
В статье — о том, что представляют из себя стандарты номеров сейчас и как требования закона соотносятся с реальным положением дел. Расскажем, что обязательно указывать в описаниях номеров и как избежать путаницы в названиях.
Эксперт по классификации гостиниц, основатель и директор аккредитованной организации «Уральская гостиничная компания»
Екатерина Шандыбина
Екатерина проводит классификацию средств размещения по системе звезд, помогает отельерам подготовиться к ней и поддерживать заявленный уровень.
Приглашенный эксперт
Какие категории номеров есть по закону
Требования к гостиничным номерам закрепляет Положение о классификации гостиниц. Всего категорий десять: пять относятся к высшей, еще пять — стандартные номера.
Номера высшей категории;Стандартные номера
Сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит, студия;Первая категория (стандарт), вторая категория, третья, четвертая и пятая
Номера высшей категории
Сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит, студия
Стандартные номера
Номера первой категории (стандарт), второй, третьей, четвертой, пятой
В законе подробно описаны площадь номера из каждой категории, количество комнат и гостей, техническое оснащение, внешний вид и наполнение — мебель, предметы быта и т. д. По остальным критериям — этажи, виды из окна, корпуса — отельеры сами распределяют стоимость. Номер одной и той же категории может быть дороже, например, за счет вида из окна.
Сюит — номер в гостинице общей площадью от 75 м2, который состоит из трех и более жилых комнат: гостиной или столовой, кабинета и спальни, полного санузла и дополнительного гостевого туалета.
Это самый оснащенный номер. Среди его обязательного наполнения — двуспальная кровать 200×200, либо односпальные кровати 90×200, диван, кресло, письменный стол с рабочим креслом, журнальный столик, телевизор, сейф, мини-бар, телефон в каждой комнате, полотенца, халаты, тапочки и т. д.
Апартамент — гостиничный номер общей площадью от 40 м2, состоит из двух комнат: гостиной или столовой с кухонным оборудованием, спальни и полного санузла.
Люкс — гостиничный номер площадью от 35 м2, состоит из двух комнат: гостиной и спальни, а также полного санузла.
Джуниор сюит — гостиничный номер площадью от 25 м2, одна комната, полный санузел.
Студия — гостиничный номер площадью от 25 м2 с кухонным уголком и набором посуды. Одна комната, полный санузел.
Стандартные номера
Первая категория (стандарт) — гостиничный однокомнатный номер с полным санузлом, рассчитан на 1−2 человек. Площадь номера зависит от звездности гостиницы и количества проживающих. Таких номеров в гостиницах обычно больше всех.
Номеров, начиная со второй категории, не может быть в отелях 3, 4 и 5 звезд.
Вторая категория — гостиничный однокомнатный номер с одной или двумя кроватями и неполным санузлом. Полный санузел может быть расположен на блок — два-три номера. Рассчитан на проживание 1−2 человек.
Третья категория — гостиничный однокомнатный номер с неполным санузлом. Полный санузел может быть расположен на блок — два-три номера. Рассчитан на проживание более двух человек.
Четвертая категория — однокомнатный номер с количеством кроватей по числу проживающих и умывальником. Санузел расположен на этаже.
Пятая категория — однокомнатный номер с количеством кроватей по числу проживающих. Санузел расположен на этаже.
Категории присваивают номерам эксперты во время классификации гостиницы. Они оценивают площадь, количество комнат и санузлов в номере, количество гостей, на которые рассчитан номер, состояние ремонта, освещение и оснащение номера.
В законе прописаны все критерии и есть примеры таблиц — протоколов, — которые должны заполнить проверяющие. В итоге гостиница получает свидетельство о присвоении гостинице категории, где в приложении указаны присвоенные категории номеров.
У гостя должна быть возможность ознакомиться со свидетельством о присвоении гостинице категории и приложением к нему
По каким еще критериям различают номера отельеры
— По количеству гостей: одноместный, двухместный, двухместный + ребенок, комната на 10 человек и т. д.
— По типу гостиничного корпуса: бунгало, шале, основной корпус, новый корпус и так далее.
— По элитности: президентский люкс, дуплекс, полулюкс и т. д.
— По виду и количеству кроватей: с одной двуспальной кроватью, с кроватью king size, с двумя односпальными кроватями, с одной двуспальной и одной односпальной кроватями и так далее.
— По виду из окна: без вида, с видом на море, на сад, на дюны и т. д.
Этих классификаций в законе нет, но по факту в названиях категорий они часто встречаются. Расскажем, как сочетать названия в прайсах и на сайте, чтобы не дезинформировать гостя.
Кроме названия и категории важно правильно презентовать номер: так гость сразу увидит все преимущества, у него будет возникать меньше вопросов и проще будет сделать выбор.
Сейчас гостиницы могут называть номера как угодно — формальных требований и санкций за нарушение в законе нет. Главное, чтобы по документам о присвоении категории самой гостинице все было в порядке и номера соответствовали звездности.
На деле же возникает путаница. Поскольку закон закрепил названия некоторых категорий и требования к ним, гость вправе ожидать, что будет именно так, и бывает разочарован, если номер не соответствует.
У меня был случай, когда отельер, сама директор отеля, поехала отдыхать в Сочи и забронировала номер Джуниор сюит, то есть комфортный номер с диваном и креслом, просторный — 25 квадратных метров. Когда она заселилась, оказалось, что по факту это стандартный номер 18 квадратных метров без кресла и дивана.
Она пошла разбираться, и в итоге выяснилось, что при классификации в отеле вообще не было категории Джуниор сюит — они просто назвали номер как хотели.
Конфликт замяли, гостью переселили в люкс, но всех этих манипуляций можно было избежать, если бы изначально названия номеров соответствовали действительности.
Екатерина Шандыбина Эксперт по классификации гостиниц
Важно. Наполнение номера должно постоянно соответствовать заявленной категории. Отелю нужно сверяться с Приложением 1 к Постановлению и комплектовать номера всем необходимым. Чтобы упростить процедуру, можно запросить чек-лист с критериями по категориям у аккредитованной организации, которая занимается классификацией гостиниц.
Как правильно презентовать номера
Чтобы гостю было проще разобраться в категориях номеров и спорные ситуации возникали как можно реже, лучше всего называть номера так, как написано в свидетельстве.
Если такой возможности нет, можно перечислить оба названия. Например, написать сначала название номера, которое придумали в отеле, а затем, в другом столбце, — название категории по закону. Список номеров в прайсе может выглядеть так:
Название номера в гостинице;Официальное название номера по свидетельству;Стоимость
Красный Президентский номер;Сюит;20 000 рублей
Желтый полулюкс;Люкс;10 000 рублей
Зеленый стандарт;Номер первой категории;5 000 рублей
Бывает и так, что номер одной и той же категории стóит в отеле по-разному — например, из-за вида из окна или наличия балкона. Тогда можно писать сначала название категории по закону, а затем — название номера, придуманное отелем.
Номер первой категории «Стандарт»;3 000 рублей
Номер первой категории «Улучшенный с большой кроватью 200 х 200»;3 700 рублей
Номер первой категории «Улучшенный с балконом и видом на море»;4 500 рублей
Кроме названия и категории важно правильно презентовать номер: так гость сразу увидит все преимущества, у него будет возникать меньше вопросов и проще будет сделать выбор.
Алгоритм описания номера
Название номера.
Количество комнат, площадь.
Тип кроватей.
Какие зоны есть в номере: кухонный уголок, рабочая зона, спальная зона.
Самый оснащенный номер, в отелях часто называется «президентский». В сюиты заселяют важных отелю гостей, его выбирают высокопоставленные лица, селебрити.
На что обратить внимание гостя при описании номера:
— Эксклюзивность — чаще это всего один номер на весь отель. — Уникальное наполнение. — Большая площадь и количество комнат. — Комфорт. — Известные персоны, которые останавливались в этом номере.
Люкс и Джуниор сюит
Эти номера часто предпочитают семьи с детьми и компании из двух семей или двух пар.
На что обратить внимание при описании:
— Количество комнат — это главное преимущество, часто эти номера выбирают именно из-за комнат. — Комфорт и площадь здесь тоже являются преимуществом. Номера просторные, есть диван и кресло.
Подходят для длительного проживания и семей с маленькими детьми, потому что в них можно приготовить или разогреть еду самостоятельно.
На что обратить внимание при описании:
— Кухонный уголок: можно сварить кофе, приготовить любимую еду из местных продуктов или разогреть кашу для ребенка. — Возможность длительного проживания за счет кухни. — Количество комнат — в апартаментах их две.
“
С целевой аудиторией, которая приезжает в каждую из категорий, не всегда бывает все очевидно. Иногда в одну и ту же категорию приезжают разные гости, потому что у всех разные цели.
Кто-то принципиально хочет приехать в дорогой номер и готов платить за слово «люкс», даже если нет денег.
А для кого-то удобство и дороговизна не имеют значения — важно жить на первой линии моря. Иногда бизнесмены заказывают самые дешевые номера, а иногда семейные берут сьюит и живут там месяц.
Анастасия Кладовикова Менеджер отдела продаж TravelLine, раньше работала в южном отеле
Номера первой категории (Стандарт)
Номера первой категории — самые популярные, обычно в среднестатистической гостинице их больше всего. Стандарты выбирают все: и командированные, и туристы, и гости города.
На что обратить внимание при описании:
— Соотношение цена/качество. В Стандартах есть все необходимое для проживания и приемлемая цена. — Комфорт и умеренность. — Описание удачных позиций из наполнения: это может быть ортопедический матрас, ванная или душевая с массажным душем. — Другие фишки, улучшающие номер: вид из окна, большая кровать, балкон или допуслуги.
Номера второй и третьей категории
Так называемые блочные номера с одним санузлом на два-три номера. Популярны для корпоративных заездов и для туристов, которые готовы жить с соседом.
На что обратить внимание при описании:
В описании можно указать те же преимущества, что и в первой категории.
Номера четвертой и пятой категории
Это номера в хостелах или недорогих отелях, и чаще всего в них приезжают спортсмены на соревнования, студенты или дети — в детский лагерь.
На что обратить внимание при описании:
— Умеренная цена. — Преимущества, которые подходят для размещения определенной ЦА: например, для детей в детском лагере размещение в одной комнате будет плюсом. — Фишки номера: шторки на кроватях, яркое постельное белье, мыло из местной мыловарни в душе.
— Чек-лист с критериями для каждой категории номера можно запросить у аккредитованной организации, которая занимается классификацией гостиниц. Сверяться с чек-листом нужно постоянно, чтобы номера соответствовали заявленной категории.
— В названии номера желательно упоминать его официальную категорию или указывать ее дополнительным пунктом. Так гость не запутается, а отельер будет больше защищен при возникновении спорных ситуаций.
— При презентации номеров нужно указывать УТП каждой категории с учетом потребностей целевой аудитории. Для людей в командировке важнее может быть наличие рабочего места, для семей с детьми — детская кроватка, для студентов — арт-дизайн.
— Решать, какие категории номеров будут в отеле, нужно еще на этапе проектирования: наполнение номера можно поменять, но без номеров с несколькими комнатами претендовать на звездность выше тройки нельзя.
У меня в практике был такой кейс: новый отель, прекрасные номера, дизайнерский ремонт, мебель, площади соответствуют, но нет ни одного двухкомнатного номера. Отель планировал работать как четырехзвездочный. А в законе есть такое условие: если многокомнатных номеров нет, то категорию выше трех звезд присвоить нельзя.
Поэтому отелю важно уже на этапе проектирования определиться с желаемым количеством звезд и строить отель в соответствии с этим, сразу распределять номера по категориям.
Екатерина Шандыбина Эксперт по классификации гостиниц
Предлагать гостям номера любых категорий можно в модуле бронирования TL: Booking Engine. Модуль 24/7 показывает доступные номера, допуслуги и мотивирует гостей забронировать.
Подробнее об инструменте
Редактор: Екатерина Сундарева.
Упоминая в этой публикации Meta, Facebook и Instagram, сообщаем, что они признаны экстремистскими организациями и их деятельность запрещена на территории РФ.
Первым читайте статьи об онлайн-продажах, рабочих инструментах отельера и работе с инструментами TravelLine.
Будем отправлять свежие статьи от экспертов прямо в день выхода, а вы легко их прочтете на любом устройстве.
Подпишитесь на рассылку сейчас и получите подборку статей по работе с соцсетями.
Подпишитесь на блог
и получите подборку статей по работе с соцсетями.